Окрашивание
Зная основные приемы работы разными инструментами, приготовление различных грунтовок, подмазок, шпаклевок, окрасочных составов, можно приступить к окрашиванию поверхностей, предварительно выбрав тот или другой вариант отделки.
Окрашивание стен
Окрашивание стен производят в два слоя. Второй слой необходимо наносить на первый, пока тот еще не высох. Если окраска производится в один слой, можно использовать кисть макловицу.
Если требуется окрасить стену в 2 цвета (рис. 44), необходимо предварительно нанести на нее тонкую горизонтальную полосу краски шириной до 2 см. Ее проводят с помощью линейки. Полоса должна быть ровной и отчетливой. Часть стены, находящаяся ниже этой полосы, называется панелью. Ее обычно окрашивают масляной краской, поскольку эта часть быстро загрязняется. Высота панели устанавливается не выше 1,8 м.
Часть стены, расположенная над панелью, называется гобеленом. Его чаще всего грунтуют и покрывают известковым раствором.
Узкая полоса между гобеленом и потолком называется фризом. Если фриз сделать широким, комната зрительно будет казаться ниже. Фриз окрашивают масляной краской или облицовывают декоративной плиткой.
Для декоративного окрашивания стены краску наносят методом разбрызгивания в виде точек или крапа. Для этого в правую руку берут большую кисть или кисть-ручник. Установив руку на определенном расстоянии от стены, по ней ударяют палкой так, чтобы брызги попали на стену, или проводят палкой по щетине. Таким способом можно окрашивать стены с использованием нескольких цветов.
Стены ванной комнаты и кухни можно окрасить с помощью трафаретов или специальных валиков с рифленой декоративной поверхностью.
Варианты внутренней отделки помещений
До начала работ прежде всего следует выбрать вариант отделки, подобрать колеры, осмотреть и подготовить все поверхности. Если стены окрашивают не гладко в один цвет, а с набивкой рисунка, то следует выбрать его для изготовления трафарета или приобретения валика для накатки такого рисунка.
Большое значение приобретает отделка стен при высоте помещений от 2,5 до 2,7 м. При такой высоте нежелательно членение стен по горизонтали, так как это зрительно сильно снижает и так небольшую высоту, особенно в больших комнатах, тогда они будут казаться еще ниже.
Таким образом, неумелый выбор окраски стен или оклейки их обоями снижает зрительно высоту, и, наоборот, можно правильным выбором окраски или оклейки обоями зрительно увеличить эту высоту.
Если при указанной высоте помещений окраску стен или оклейку их обоями выполнить так, чтобы они находились на 25 — 30 см от потолка, то этот вариант зрительно снижает высоту помещений на указанную величину.
В этом случае лучше всего окраску или оклейку стен выполнять как можно ближе к потолку, отступая от него максимум на 10 см, а лучше на 3 — 5 см.
На зрительное восприятие высоты влияет ширина фризов и бордюров: чем они шире, тем ниже будут казаться комнаты.
Таким образом, в зависимости от высоты помещения и следует подобрать вариант отделки, окрашивая или оклеивая обоями стены.
На вариант отделки может влиять высота помещений, наличие карниза, розеток на потолке или лепных украшений.
Следует указать на то, что когда имеются лепные украшения, изготовленные из гипса, то они сильно натягивают на себя колер, и тем самым их рельеф быстро закрывается набелом. Чтобы этого не было, с лепных изделий следует счистить набел, хорошо промыть водой, просушить и проолифить. Они не будут после этого сильно натягивать на себя колер, и рельеф всегда будет резким.
Последовательность выполнения работ
Выбрав вариант окраски, следует познакомиться с последовательностью выполнения работ.
1. Если помещение окрашивается в один колер, то сначала грунтуют стены и потолки, затем их окрашивают. После этого протирают забрызганные краской переплеты, откосы, подоконники, наличники, двери и приступают к их окраске масляной или эмалевой краской.
Затем протирают от следов краски плинтусы и также их окрашивают.
Если окрашивают полы, то плинтусы можно окрасить до окраски полов или после.
Чтобы не сильно пачкать краской стекла при окрашивании, переплетов или не загрязнять стены при окрашивании наличников, плинтусов и полов, рекомендуется изготовить из жести, кровельной стали, картона или фанеры защитные щитки длиной не более 25 см. У фанерных или картонных щитков две стороны следует срезать на фаску, чтобы кромки были острыми и тем самым на окрашиваемых деталях не оставалась непрокрашенная кромка. Во время окрашивания щитки приставляют в нужное место переплета или стены.
2. При окрашивании стен в другой цвет, чем потолки, сначала следует огрунтовать потолки и окрасить их. Затем грунтуют стены и окрашивают. После этого отводят филенку, окрашивают переплеты, двери, наличники, если требуется, то полы и плинтусы.
3. Когда стены оклеивают обоями, то сначала грунтуют и окрашивают потолки. Затем лучше всего окрасить двери, наличники, переплеты, откосы, полы и плинтусы и только после этого оклеить стены обоями. Клейстер легко удаляется с масляной краски и имеется полная гарантия, что обои не будут окрашены краской. Конечно, сначала можно наклеить обои, затем окрашивать все масляной краской: двери, переплеты, наличники, но в этом случае придется соблюдать большую осторожность.
Качество окрашенных поверхностей зависит от количества операций и последовательности выполнения работ.
По чистоте выполнения окраска делится на простую, улучшенную и высококачественную.
Окрашивают водными и неводными составами. К водным составам относятся известковые, клеевые (меловые), казеиновые и силикатные краски. К неводным составам относятся: масляные, эмалевые и синтетические краски.
Рассмотрим количество операций, выполняемых различными красками при простой, улучшенной и высококачественной окраске.
Рассмотрим, как и для какой цели выполняют эти операции.
Таблица 11
Операции uo подготовке, обработке и окраске поверхностей водными составами
Операция
|
Операции, выполняемые при окраске |
|||||||
клеевой |
известковой |
казеиновой |
сили-катной |
|||||
простой |
улуч шенном |
высококачественной |
По штукатурке |
по дереву и кирпичу |
улучшенной |
ВЫ- соко- качест-венной |
по штукатурке, бетону и кирпичу |
|
Очистка . . . |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Смачивание водой |
— |
— |
— |
+ |
+ |
— |
|
|
Сглаживание торцом дерева |
— |
+ |
+ |
+ |
— |
— |
+ |
— |
Расшивка трещин (разрезка и подмазка) |
— |
+ |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
Первая огрунтовка |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
— |
Частичная подмазка |
— |
+ |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
Шлифование подмазанных мест |
— |
+ |
— |
+ |
— |
+ |
+ |
|
Первая сплошная шпаклевка |
— |
— |
+ |
— |
— |
— |
+ |
|
Шлифование |
— |
— |
+ |
— |
— |
— |
+ |
— |
Вторая огрунтовка |
— |
+ |
+ |
— |
|
— |
— |
|
Вторая сплошная шпаклевка |
|
|
+ |
— |
|
— |
+ |
— |
Шлифование |
— |
— |
|
— |
— |
— |
+ |
— |
Третья огрун-товка (с под-цветкол) |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
Окраска |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Торцевание |
|
— |
+ |
— |
— |
— |
+ |
— |
Вытягивание фи –ленок |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
+ |
— |
Примечание. Знаком «+» (плюс) обозначены операции, необходимые при соответствующей окраске. Вытягивание филенок в некоторых окрасках может быть исключено.
Таблица 12
Операции по подготовке, обработке и окраске поверхностей масляными, эмалевыми и синтетическими составами
Операция |
Операции, выполняемые при окраске |
|||||||
по дереву |
по штукатурке |
по металлу |
||||||
прос- той
|
Улучшен-ной |
высоко-качест-венной |
простой |
улучшенной |
высоко- качественной |
простой |
улучшенной |
|
Очистка ...... |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Сглаживание торцом дерева ...... |
— |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
— |
— |
Вырезка сучков, нагелей и засмолов с расшивкой щелей . |
+ |
+ |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Расшивка трещин . . |
— |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
— |
— |
Проолифка..... |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Частичная подмазка с проолифкой подмазанных мест . . . |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Шлифование подмазанных мест..... |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Первое сплошное шпаклевание ...... |
|
+ |
— |
— |
+ |
— |
— |
— |
Шлифование .... |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
Второе шпаклевание |
— |
— |
+ |
— |
— |
+ |
— |
— |
Шлифование .... |
— |
— |
+ |
— |
— |
+ |
— |
— |
Огрунтовка..... |
— |
+ |
+ |
— |
— |
+ |
— |
+ |
Флейцевание .... |
— |
+ |
|
+ |
+ |
— |
|
|
Шлифование .... |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
— |
Первая окраска . . . |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Флейцевание .... |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
— |
Шлифование .... |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
— |
Вторая окраска . . . |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Флейцевание или торцевание ...... |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
Вытягивание филенок |
— |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
— |
— |
Простая окраска масляной краской требует всего восемь операций: очистку от пыли и грязи, так как к загрязненным поверхностям плохо пристает краска или олифа, вырезку сучков, нагелей, засмолов, разрезку трещин или щелей, проолифку всего изделия, подмазку всех дефектов, шлифовку подмазанных мест, их проолифку, первую и вторую окраску.
Улучшенная окраска требует шестнадцать операций. Кроме тех операций, которые входят в простую окраску, приходится выполнять сплошное шпаклевание со шлифовкой высохшей шпаклевки, ее огрунтов-кой и разравнивание огрунтовки флейцем, чтобы она была ровнее. После хорошей просушки огрунтовки ее шлифуют пемзой или мелкозернистой шкуркой, удаляя тем самым все мельчайшие неровности и наплывы огрунтовки. Затем выполняют первую окраску с флейцеванием, сушкой и шлифовкой. Вторая окраска подвергается флейцеванию или торцеванию.
Необходимо напомнить, что краска должна быть процежена через весьма частое сито, чтобы в ней не было даже самых мельчайших крупинок или сгустков, только тогда получается исключительно чистая и гладкая масляная корка.
Высококачественная окраска требует восемнадцать операций. Кроме тех операций, которые входят в простую и улучшенную окраску, добавляются еще две: второе шпаклевание и шлифование. Если при улучшенной окраске еще возможны кое-где некоторые неточности, мельчайшие крупинки краски, то при высококачественной это недопустимо.
Окрашивание разными красками
Новые поверхности окрашивают в той последовательности, которая указана в табл. 11 и 12.
При окрашивании стен и потолков колером одного цвета огрунтовку выполняют одновременно потолка и стен, затем окрашивают.
Когда стены или панели окрашивают колером другого цвета, то лучше всего по их высоте пробить линию намеленным шнуром, огрунтовать и окрасить только потолок и верх стен. После этого грунтуют панели или стены и окрашивают их. Если же все сразу огрунтовать, то белый колер запачкает стены, панели, и при их окраске другим колером он будет тушеваться брызгами и потеками белого, образуя пятна и полосы.
Чтобы отвести строго горизонтальную и чистую линию краски при окрашивании стен или панелей, эту работу маховой кистью или валиком выполнить невозможно и применяют ручник, отводя им по отбитой шнуром линии или по линейке полосу краски шириной 10 — 15 см. Затем окрашивание ведут маховой кистью или валиком. Если стены или панели были ранее окрашены масляной краской, то после окрашивания потолка или потолка и верха стен с масляной краски удаляют все следы белого колера и только затем окрашивают.
Окрашивание известковыми красками
Ими окрашивают внутренние и наружные поверхности по штукатурке, кирпичу, бетону и дереву.
Новые поверхности окрашивают в такой последовательности. Сначала исправляют все дефекты, замазывая их раствором. Затем сглаживают торцом дерева, кирпичом (лещадью), обильно смачивают водой и, как только она впитается и не останется ее в виде капель, выполняют огрунтовку или окраску за два раза. Сначала окрашивают потолки, затем стены. Вторую окраску следует делать после высыхания первой.
Много лучше сначала выполнить огрунтовку, а затем произвести окраску за один или два раза.
Если после первой огрунтовки или окраски на поверхности окажутся дефекты, их исправляют.
Грунтование или окрашивание выполняют по влажным поверхностям потому, что происходит их лучшее сцепление с поверхностями и окраска приобретает повышенную прочность.
Старые поверхности предварительно очищают от слабо держащегося набела, ремонтируют, смачивают водой, окрашивают или сначала грунтуют, затем окрашивают.
Если требуется, производят перетирку штукатурки (см. «Ремонт штукатурки»).
Приступая к окраске, необходимо напомнить, что больше всего пропусков бывает в лузгах стен и потолков, т. е. в тех местах, где стены примыкают друг к другу или к потолку, образуя угол, а также на карнизах. Поэтому эти места следует тщательно проработать, сначала кистью проторцевать эти места (наносить торцующие удары), а затем окрасить обычным способом, растушевывая тщательно краску, располагая штрихи так, как это было указано ранее.
У того, кто впервые начинает красить, не всегда ровно может получиться окраска. Для этой цели можно использовать пылесос или садовый опрыскиватель.
Процедить через два слоя марли ведро краски или колера. Как только нанесенная и хорошо втертая в поверхность кистью краска почти что высохнет (будет слегка влажной), покрыть ее тонким слоем из пылесоса или опрыскивателя, выровняв тем самым дефекты.
Здесь возникает вопрос: а не лучше ли сразу без кисти окрасить поверхности пылесосом или опрыскивателем?
Во-первых, кистью краска лучше втирается в поры поверхностей и прочнее сцепляется с ней. Во-вторых, при распылении происходят большие потери краски, чем при окрашивании кистью, что неэкономно.
Чаще всего стены окрашивают в другие цвета, чем потолки. При этом белым колером немного закрашивают и верх стен, образуя как бы карниз.
Вверху краска стен должна быть нанесена строго горизонтально. Для этого по стенам на нужном расстоянии от потолка пробивают линию намеленным шнуром и по этой линии с помощью ручника отводят сначала ровную полосу краски шириной 15 — 20 см, а затем окрашивают стены маховой кистью или валиком.
Часто стыки двух красок не всегда бывают ровными, и их приходится закрывать, отводя филенку необходимой ширины.
Филенку отводят после высыхания окрашенных стен, соблюдая при этом аккуратность, чтобы не запачкать краской стены.
Завершающим процессом считается окраска плинтусов масляными красками нужного цвета, обычно охрой или суриком.
Окрашивание клеевыми красками
Подготовка поверхностей производится точно так же, как при окрашивании известковыми красками. После исправления дефектов поверхности грунтуют чаще всего купоросным грунтом. Если на поверхностях окажутся дефекты, то их исправляют шпаклевкой по высохшей грунтовке. Зачистив шпаклеванные места, их грунтуют и после высыхания огрунтованных мест приступают к окраске.
Сначала окрашивают потолок, затем стены. Так как стены чаще всего окрашивают другим цветом, то лучше всего сначала огрунтовать и окрасить только один потолок, затем огрунтовать и окрасить стены. Если произвести огрунтовку сразу потолка и стен, то при окрашивании потолка обычно белый колер попадет на стены и будет тушеваться с краской при окрашивании стен, образуя тем самым полосы, что весьма нежелательно.
Часто стены, окрашиваемые клеевыми красками с помощью кистей, торцуют. При окрашивании валиками последние оставляют достаточно хорошую фактуру. На стенах набивают рисунки с помощью трафаретов или же накатывают валиками.
Старые поверхности предварительно осматривают; если много набела, счищают его, делают перетирку, подготовку, грунтовку и окраску.
Если набел держится хорошо, на потолках и стенах нет трещин или других дефектов, то можно произвести так называемую растушевку, для чего потолок и стены хорошо промывают водой с тщательной растушевкой, в результате чего получаются чистые, однотонные, гладкие поверхности.
Можно поступить и так. Сначала хорошо размыть и растушевать старый набел, затем жидким белым колером еще раз прокрасить его. По хорошо размытому и растушеванному жидким белым колером старому на-белу можно произвести окраску с помощью пылесоса или садового опрыскивателя.
Конечно, пылесосом и опрыскивателем можно окрашивать и по сухому набелу, но колер следует приготовлять более густой. На запыленных поверхностях колер держится менее прочно, чем на промытых.
Окрашивание масляными красками
Этими красками окрашивают стены, полы, двери, переплеты, кровли, плинтусы, мебель и т. д.
Хорошо приготовленная и нанесенная краска после высыхания имеет блестящую поверхность. По мере разрушения краски блеск постепенно теряется, краска начинает давать трещины. Выполняя работу, следует помнить, что правильное и прочное окрашивание масляными и тому подобными красками производится за два-три раза. Окрашивание за один раз, например, переплетов, полов, крыш не достигает цели и.приводит к частым повторным окраскам, а в целом к перерасходу материалов и рабочей силы.
Масляные окрасочные составы наносят только на совершенно сухие поверхности. Наносить краску надо тонким ровным слоем. Набирать кистью или валиком следует меньше краски, окрашивая как можно большую площадь.
Если краска малоукрывиста, то окрашивание лучше всего выполнять за два-три или более раза, нанося ее тонкими слоями. Каждый слой краски надо наносить только на хорошо просохший предыдущий. При малоукрывистых красках не следует в целях ускорения работ наносить краску более толстыми слоями. Толстые слои краски, высыхая, морщатся и трескаются. Это происходит потому, что сначала высыхает и образует пленку поверхностный слой, под которым оставшаяся краска остается жидкой. При дальнейшем высыхании это приводит к образованию морщин и трещин, а окраска выглядит некрасиво и быстро разрушается. Чтобы повысить укрывистость красок, а густые сделать более жидкими, их разводят различными растворителями, что дает возможность наносить краски более тонкими слоями, которые к тому же хорошо растекаются или разливаются, образуя ровное покрытие. Все это, вместе взятое, облегчает работу и улучшает качество выполненной окраски.
Часто маляры при окрашивании масляными красками по шпаклевке производят вместо огрунтовки обычную проолифку. Это не только увеличивает расход материалов, но и иногда вместо двух требует три окраски. При огрунтовке поверхность покрывается жидкой краской и тем самым лучше закрывается нанесенная шпаклевка. Для работы приготовленную краску необходимо тщательно процедить через частое сито, чтобы она была однородна, без каких бы та нк было сгустков и крупных частиц.
Окрашивание эмалевыми красками и покрытие лаками
Эмалевые краски и масляные лаки также наносят кистями, как и масляную краску. При правильном применении указанных материалов можно получить исключительно гладкую, как бы зеркальную поверхность. При этом следует помнить, что в состав эмалей и лаков входят смолы, которые загустевают при низкой температуре. Во время работы эмали и лаки ложатся на поверхность толстым слоем; высыхая, такие слои морщатся, и отдельные изделия имеют некрасивый вид. Чтобы нанесенные слои эмалей и лаков хорошо разливались, не оставляли грубых полос и поверхности получались совершенно гладкими, эмали и лаки следует применять подогретыми. Много лучше, когда работа этими материалами выполняется в теплом помещении. Для подогрева эмалей или лаков посуду с ними надо ставить в горячую, а еще лучше в кипящую воду. Нагретые составы тщательно перемешивают. Перемешивать следует все количество имеющейся эмали или лака, чтобы они были совершенно однородны как по своему составу, так и по температуре. Их следует подогреть до температуры 60 — 80°.
Лаки применяют исключительно для покрытия по совершенно сухим, окрашенным поверхностям масляной краской. Эмалевые краски имеют хороший глянец и используются, как масляные краски, для окрашивания различных изделий.
Подготовка изделий под окраску обычными эмалями производится точно так же, как и под масляные краски.
Необходимо указать на то, что многие эмали приготовлены на весьма летучих растворителях и подогревать их следует только в закрытой посуде, соблюдая при этом противопожарные мероприятия, так как растворители весьма взрывоопасны.
Эмали выпускают для окраски кистями или только для механического распыления. Эмали, предназначенные для механического распыления, не пригодны для работы кистями, так как из них быстро улетучивается растворитель и они плохо разливаются на поверхности, оставляя грубые полосы.
Кроме того, некоторые краски, изготовляемые на основе синтетических смол, не требуют проолифки, а только специальной грунтовки заводского изготовления или же грунтовки, приготовляемой на месте работ из этой же краски, но разведенной до нужной густоты соответствующим растворителем.
Окраска переплетов, наличников, дверей, плинтусов
Окраска производится, как обычно, т. е. кисть смачивают в краске и наносят ее на окрашиваемые изделия. При окрашивании переплетов следует особенно тщательно делать прокраску з углах, так как там чаще всего бывают пропуски. Краску или эмаль растушевывают вдоль брусков переплета. Около стекол окраска должна быть плотной, без пропусков, т. е. неокрашенных мест. Если местами стекла будут запачканы краской, то ее после высыхания легко удалить стамеской или острым ножом. Для предохранения стекол от закрашивания лучше всего применять щитки. Окрашенные переплеты следует оставить открытыми на двое суток, с тем чтобы краска полностью высохла и не прилипала к коробкам при закрытии переплетов.
Двери и наличники окрашивать лучше всего так. Сначала краску наносят поперек, тщательно ее растушевывая, а затем свеженанесенную краску растушевывают вдоль двери или наличника. Окрашивание можно выполнять кистями или валиками, получая окраску под шагрень.
Приборы рекомендуется предварительно отвернуть и поставить их только после высыхания краски. Закрашенные приборы с трудом очищаются в некоторых местах, и дверь или переплеты будут иметь неприятный вид.
Плинтусы окрашивают вдоль, соблюдая осторожность, чтобы не запачкать стены и полы. Лучше всего при окраске применять щитки.
Осторожность следует соблюдать также и при окраске наличников и их кромок, примыкающих к стенам, применяя щитки.
Различные отделки (окраски)
Стены можно не только окрашивать гладко, но и наносить на них различные рисунки с помощью тряпок, трафаретов или валиков с рисунками. До нанесения или набивки рисунка поверхности должны быть хорошо окрашены в нужный цвет.
Разделка тряпками — самый простой вид отделки. Она дает очень красивые узоры. До начала работы поверхности окрашивают нужным колером, просушивают их и только после этого приступают к разделке.
Разделка может производиться путем набивки, т. е. штамповки, или накатки. Работа должна быть выполнена так, чтобы все рисунки имели одинаковое направление и густоту краски. Нажим на тряпку должен быть равномерным. Для избежания потеков тряпки следует отжимать от излишнего колера.
Штамповка производится так: берут тряпку, смачивают в колере и наносят ею по поверхности торцующие удары, оставляя своеобразный рисунок.
Накатку выполняют следующим образом. Сначала изготовляют из тряпки валик нужного размера, связывают его, чтобы он не раскатался, и смачивают в колере. Отжав излишки колера, валик приставляют к поверхности, делают на.него соответствующий нажим и прокатывают. Прокатку можно производить как по вертикали, так и по горизонтали. Для получения сложных рисунков поверхность прокатывают по двум направлениям. Техника накатки показана на рис. 24.
Штамповка и накатка могут производиться в один и более цветов. Каждый последующий цвет наносится только на сухой предыдущий. Применяя различные материалы — рогожу, трикотаж, сукно, овчину, можно получить красивый рисунок.
Разделка набрызгом производится различными по цвету красками. Набрызг можно делать вручную и механически.
Набрызг вручную производится следующим образом. Берут кисть — ручник любых размеров, смачивают в краске, излишек которой отжимают. Ручник берут в правую руку, а в левую — небольшую палку. Палку устанавливают на нужном расстоянии от поверхности и ударяют об нее ручником. При ударе с ручника стряхивается краска и попадает на поверхность в виде мелких брызг. Для получения однородной отделки сила удара ручника о палку и расстояние палки от поверхности должны быть одинаковыми. Для получения красивой отделки набрызг наносят в две-три и более краски. При этом следует помнить о том, что набрызг производится по ранее окрашенной сухой поверхности.
Очень красивая отделка набрызгом получается с применением сетки. Сетка натягивается на рамку, которая приставляется вплотную к поверхности. Набрызг производят так же, как описано выше, но только через сетку. После набрызга на поверхности остаются клеточки, заполненные внутри набрызгом. Можно производить комбинацию путем перестановки сетки в разных направлениях и применять ее с ячейками разной крупности.
Набивка рисунков с помощью трафаретов. Набивкой с помощью трафаретов можно получать разные рисунки от простой до сложной формы (рис. 25). Рисунки бывают в одну краску — одноцветные или в несколько красок — многоцветные. С помощью трафаретов на стенах и потолках можно набивать отдельные рисунки или полосы (фризы, бордюры и т. д.) или заполнять ими все поверхности. Для выполнения рисунков изготовляют специальные шаблоны, называемые трафаретами.
Изготовление трафаретов производится так. На плотную толстую бумагу или тонкий картон наносят рисунок и вырезают его острым ножом. Вырезать при этом следует так, чтобы все узоры остались и не вываливались, для чего между ними оставляют мостики (полоски бумаги), которые соединяют их между собой.
Когда изготовляют трафареты для набивки многоцветного рисунка, то для каждого из них, если он набивается краской другого цвета, изготовляется свой трафарет. Для продолжительного хранения трафареты пропитывают олифой и хорошо сушат (рис. 26).
Набивку рисунков по трафарету производят вдвоем, по отбитым линиям. Один из работающих прижимает к поверхности трафарет, а другой набивает рисунок. Кисть — трафаретку или ручник — смачивают краской и отжимают, чтобы она была полусухой, затем наносят по трафарету несильные торцующие удары, заполняя пространство рисунка краской. После снятия трафарета на поверхности остается его точная копия.
На рис. 27 показана техника набивки рисунка по трафарету. Если при набивке кисть будет сильно смочена краской, то возможны потеки, что приводит к браку.
При набивке многоцветного рисунка каждый цвет набивается отдельной кистью и только после того, как высох ранее набитый рисунок. Работу можно производить одной и той же трафареткой, но она должна каждый раз перед сменой красок чисто промываться. После набивки на рисунках остаются незаполненные места, т. е. места под мостиками, их обычно исправляют вручную маленькими кисточками.
При изготовлении трафаретов на их «торцовых» сторонах делают вырезки, метки, которые являются направляющими при передвижении трафарета во время набивки. Эти метки должны точно приходиться по отбитым с помощью шнура линиям. При набивке многоцветных рисунков трафареты нужно устанавливать точно так же.
Нельзя производить набивку рисунка способом закрашивания, это приведет к обязательному затеканию колера под трафарет и испортит работу. Трафарет следует периодически вытирать тряпкой от колера, и в частности ту сторону, которая прикладывается к поверхности.
После каждого дня работы трафареты вытирают и развешивают для просушки. При длительном хранении сухие чистые трафареты кладут друг на друга в развернутом виде, накрывают доской или фанерой и прижимают грузом. Это сохраняет трафареты от коробления и порчи.
Ремонт и окраска полов
В том случае, когда полы имеют дефекты или между досками есть щели, их ремонтируют. Выбоины заделывают вставкой из дерева, располагая слои в том же направлении, как они идут в досках пола. Вставки делают такой толщины, чтобы они входили в щели с большим усилием. Рассохшиеся полы сплачивают. Для этого надо отнять плинтусы от стены, оторвать доски от лаг, вынуть гвозди (если требуется), произвести пристрожку кромок и приступить к настилке досок. Сначала прибивают первую доску, но так, чтобы она не доходила до стены на 2 см. К ней приставляют вторую, сильно прижимают и прибивают гвоздями. Таким образом настилают все доски пола. Для сжатия досок в лаги, на которые кладутся доски, вбивают скобы. К кромкам досок приставляют бруски. Между брусками и скобами для сжатия вбивают клинья. Шляпки гвоздей следует сплющивать и вбивать гвозди так, чтобы шляпки были направлены вдоль волокон дерева. Утапливать шляпки гвоздей в толщу досок следует не менее чем на 5 мм.
Настланные доски пола застругивают. Строгать надо до тех пор, пока плоскость пола не будет везде одинаковой. Там, где имеются шероховатости, следует произвести зачистку. Затем прибивают плинтусы. Чем ровнее будет пол, тем лучше качество окраски.
Если полы старые и загрязненные, их надо хорошо промыть и высушить, а затем красить.
Если доски пола во время хождения прогибаются, шпаклевать пол не рекомендуется, так как шпаклевка будет отскакивать. Все сучки и засмолы в досках должны быть вырублены.
Простая окраска полов. Производят проолифку, затем частичную подмазку и ее шлифовку. После этого подмазку покрывают олифой, сушат, затем весь пол окрашивают за два раза.
Улучшенная окраска полов. Полы олифят, подмазанные места покрывают еще раз олифой, производят первую сплошную шпаклевку и ее шлифовку. Затем огрунтовывают весь пол, флейцуют огрунтовку и шлифуют ее пемзой. После этого производят первую окраску с флейцеванием. Краску на полах не торцуют.
Высококачественная окраска полов производится так же, как и улучшенная, но с добавлением второй сплошной шпаклевки и шлифовки.
Учитывая большой износ красочной пленки на полах и появление белых полос шпаклевки, в шпаклевку рекомендуется добавлять масляную краску нужного цвета или соответствующие по цвету пигменты.
Шпаклевать полы надо масляной шпаклевкой, давая ей хорошо просохнуть. Окрашивание пола лучше всего производить за три раза. После первой окраски пол должен высыхать трое суток, после второй — трое или четверо суток, а после третьей — не менее шести суток. В зимнее время сроки сушки увеличиваются.
Чтобы предупредить отлипы краски, полы после сушки моют горячей водой или протирают тряпкой, смоченной в горячей воде. После просушки полы для придания им блеска и сохранности краски рекомендуется покрыть за один, а еще лучше за два раза масляным лаком. Для этой цели лучше применять специальный половой лак. Просушив хорошо нанесенный лаковый слой, полы еще раз протирают тряпкой, смоченной в горячей воде.
Полы хорошо покрывать марлей или редкой тканью. Для этого на первую свеженанесенную шпаклевку укладывают марлю, хорошо растягивают и приглаживают шпателем. Затем производят вторую шпаклевку. Если за второй раз шпаклевка полностью не укрыла марлю, то шпаклюют в третий раз (марля не должна выступать из-за шпаклевки). Такие полы не имеют трещин (если доски не прогибаются).
Хорошо окрашенные полы могут служить длительное время. Если краска от времени местами истирается, то пол надо подкрасить или же выкрасить его полностью. Вместо масляной шпаклевки можно применять полумасляную, но качество ее хуже.
Нами рассмотрены самые распространенные виды окрасочных составов. Однако промышленность выпускает много других, способы работы ими указываются на этикетках.
Окрашивание окон
Если на рамах и дверях имеются большие дефекты от старой окраски, ее необходимо снять, воспользовавшись специальными смывочными пастами. Затем очищенную от старой краски поверхность следует тщательно промыть 1-3%-ным раствором соляной или лимонной кислоты. Поверхность рам и дверей нужно высушить и прогрунтовать олифой, после чего можно начинать красить.
Прежде чем начать окраску рам, надо хорошо вымыть их с мылом и насухо вытереть. На стекла в местах соприкосновения с рамами можно наклеить газетную бумагу (в качестве клея рекомендуется использовать мучной или крахмальный клейстер). После высыхания краски эту бумагу легко удалить, размочив предварительно теплой водой. Вместо бумаги можно использовать полоски картона или пластмассы, которые защитят стекло от попадания на него краски (рис. 56).
Как правило, для окрашивания окон используют белые краски, которые готовят на основе белил. Лучше всего воспользоваться цинковыми белилами.
СОВЕТ
- Если деревянная рама посерела, перед окраской ее следует тщательно отшлифовать, иначе краска будет отставать.
ВОПРОС - ОТВЕТ
Как ухаживать за окнами из ПВХ-профиля?
Не следует чистить их твердыми и жесткими предметами и абразивными материалами, а также растворителями и концентрированными кислотами.
Рамы окрашивают в два этапа. Каждый слой краски должен быть максимально тонким. При окрашивании балконных дверей кистью водят поперек, а затем вдоль полотен. Нужно быть особенно внимательным при окрашивании углов переплетов оконных рам.
По окончании малярных работ рамы и балконные двери оставляют открытыми, чтобы краска успела хорошо высохнуть в местах притвора.